Как передать права на сценарий или фильм? Часть первая.

Как передать права на сценарий или фильм? Часть первая.
16 Апреля 2018
Права на произведения могут переходить от одного лица к другому по различным основаниям. В частности, в порядке наследования, в связи с выполнением трудовых обязанностей, по договору. Если есть необходимость передать права на написанный сценарий или снятый фильм лицу, с которым у вас не было договорных отношений в ходе их создания, наиболее простой путь – заключить договор об отчуждении исключительного права или лицензионный договор. В первой части данной статьи мы рассмотрим особенности заключения договора об отчуждении исключительного права. Для чего нужен договор об отчуждении исключительного права? Данный договор предполагает передачу исключительного права в полном объеме от одного лица к другому. Такой договор заключается в случаях, когда у кого-то есть заинтересованность в монопольном владении правом. В частности, в подавляющем большинстве случаев, права на готовый сценарий будут приобретены продюсером именно по такому договору. Логика продюсера в данном случае понятна – он вкладывает в проект существенные ресурсы и ему меньше всего нужно, чтобы аналогичный проект реализовывался другим продюсером. Для сценариста это означает, что за соответствующий гонорар он лишается каких либо имущественных прав в отношении своего сценария и может рассчитывать лишь на соблюдения его личных неимущественных прав (в т.ч. права на имя, права авторства, права на защиту сценария от искажений). На что нужно обратить внимание при заключении договора об отчуждении исключительного права? В первую очередь нужно индивидуализировать произведение, относящееся к предмету договора. Необходимо подробно описать характеристики произведения (название, жанр, хронометраж, возрастная категория, имена авторов фильма). Экземпляр произведения должен быть «прикреплен» к договору в качестве его приложения. Сценарий может быть распечатан. С фильмом дела обстоят чуть сложнее. Некоторые юристы делают раскадровку фильма и приводят в приложении к договору копию некоторых кадров. Но фильмы могут перемонтироваться, отдельные сцены могут быть досняты, и в этом случае копии отдельных кадров не будут отражать действительное содержание фильма. Выходом из ситуации может быть запись фильма на диск с обязательной финализацией его содержания (программный процесс, после которого на диск не могут быть добавлены файлы). Некоторые компании, производящие диски, присваивают каждому диску индивидуальный номер (содержится на внутренней кромке диска, около отверстия). В договоре может быть указан данный номер. Также, на самом диске маркером может быть отмечено, что он является приложением к соответствующему договору об отчуждении исключительного права. В договоре должно быть указано вознаграждение за передачу исключительного права, либо должно содержаться прямое указание о его безвозмездности. При отсутствии в возмездном договоре условия о размере вознаграждения или порядке его определения, договор считается незаключенным. Выплата вознаграждения по договору об отчуждении исключительного права может быть предусмотрена в форме фиксированных разовых или периодических платежей, процентных отчислений от дохода (выручки) либо в иной форме (ст. 1234 ГК РФ). Не стоит указывать конкретные способы, которыми приобретатель исключительного права сможет осуществлять использование произведения. Договор, вводящий ограничения по способам использования произведения либо устанавливающий срок действия этого договора, может быть квалифицирован судом как лицензионный договор. При отсутствии такой возможности, договор подлежит признанию недействительным (п. 13.2 Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 5, Пленума ВАС РФ N 29 от 26.03.2009 "О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации"). Продюсеру, при заключении данного договора, необходимо убедиться, что правообладатель действительно обладает исключительным правом. Если мы говорим о взаимодействии со сценаристом, то в частности нужно выяснить, не является ли сценарий результатом заказа иного лица, нет ли у сценариста соавторов (соавторы могут распоряжаться правом только совместно). Иными словами нужно исключить притязания третьих лиц. Разумно предусмотреть в договоре порядок возмещения убытков и выплаты неустойки, на случай если подобные притязания возникнут. Во второй части данной статьи мы рассмотрим особенности заключения лицензионного договора.

Комментировать могут только зарегистрированные пользователи. Авторизуйтесь, пожалуйста.

© 2018 "Лига кино" | All rights reserved