Как передать права на сценарий или фильм? Часть вторая.

Как передать права на сценарий или фильм? Часть вторая.
22 Мая 2018
В первой части статьи мы рассмотрели вопрос полной передачи прав посредством заключения договора об отчуждении исключительного права. Во второй части мы исследуем особенности заключения лицензионного договора. Что из себя представляет лицензионный договор? Лицензионный договор позволяет обладателю исключительного права – лицензиару (например, автору сценария или продюсеру фильма) предоставить другой стороне – лицензиату право использования произведения в определенных пределах. В лицензионном договоре указываются конкретные способы использования произведения, могут быть ограничены территория и срок предоставления права. Право использования по лицензионному договору может быть предоставлено эксклюзивно одному лицу (исключительная лицензия) или неограниченному кругу лиц. Лицензиату может быть разрешено передавать полученное право использования другим лицам путем заключения сублицензионных договоров. Для чего нужен лицензионный договор? Как можно увидеть из характеристики лицензионного договора – это гибкий инструмент, с помощью которого стороны могут с ювелирной точностью определить объем прав, достаточный для лицензиата, передача которого не будет противоречить интересам лицензиара. Перед продюсером, организовавшим создание фильма, стоит задача по его коммерциализации. Как правило, коммерциализация фильма начинается с заключения договоров с дистрибьюторскими компаниями. Независимо от наименования этих договоров (дистрибьюторские, о распространении контента и т.д), их основой являются именно лицензионные договоры. Дистрибьютор на основании подобного договора получает возможность использовать фильм в определённых пределах: распространять его на территории одной или нескольких стран, осуществлять прокат в кинотеатрах и/или издавать на DVD/BLURAY дисках, организовывать трансляцию на телеканалах и в интернете. Дистрибьютору для осуществления данных действий необходимы права на заключение сублицензионных договоров, в частности с телеканалами, онлайн-кинотеатрами и т.д. Продюсер может параллельно работать с несколькими дистрибьютерами, заключая лицензионные договоры на распространение фильма в определенных странах или по определенным способам дистрибуции. В отличии от фильмов, передача прав на сценарии реже осуществляется посредством заключения лицензионных договоров. Чаще права на них передаются в полном объеме путем заключения договоров об отчуждении исключительного права. Однако, например, в случаях, когда сценаристу принципиальна реализация проекта, а продюсеру не принципиален статус правообладателя, стороны могут договориться на предоставление исключительной лицензии на сценарий на определенный срок. В этом случае продюсер получит эксклюзивное право на создание фильма по сценарию на определенный срок, по истечении которого права на сценарий вернутся сценаристу. На что нужно обратить внимание при заключении лицензионного договора? Так же, как и в случае с договором об отчуждении исключительного права, в лицензионном договоре необходимо индивидуализировать произведение, относящееся к предмету договора, и четко определить размер вознаграждения или указать на безвозмездность передачи прав. Необходимо убедиться в наличии у Лицензиара прав на заключение лицензионного договора. При этом лицензиар может быть не правообладателем, а лицензиатом по «старшему» лицензионному договору, обладающим правом на заключение сублицензионного договора. Вместе с тем по сублицензионному договору сублицензиату могут быть предоставлены права использования только в пределах тех прав и тех способов использования, которые предусмотрены лицензионным договором для лицензиата (в соответствии ст. 1238 ГК РФ). Проще говоря, лицензиат не сможет передать сублицензиату больше прав, чем получил сам. Особое внимание надо обратить на описание способов использования произведения, предоставленных по договору. Право использования произведения, прямо не указанное в лицензионном договоре, не считается предоставленным (в соответствии со 1235 ГК РФ). Кроме того, если вознаграждение за предоставленное право использования определено в форме роялти - периодических отчислений процентных отчислений от дохода (выручки) – например в зависимости от количества проданных в кинотеатрах билетов, просмотров в онлайн-кинотеатре или проданных дисков – необходимо прописать подробный порядок формирования и предоставления отчетности, а также ответственность за предоставление недостоверной отчетности. Таким образом, нами были кратко рассмотрены две наиболее популярные формы распоряжения исключительным правом на произведение – путем заключения договора об отчуждении исключительного права и лицензионного договора.

Комментировать могут только зарегистрированные пользователи. Авторизуйтесь, пожалуйста.

© 2018 "Лига кино" | All rights reserved