БоДжек: разрыв шаблона

БоДжек: разрыв шаблона

11.06.2019
Одиннадцатая серия четвертого сезона «Коня БоДжека» имеет рейтинг 9,6 из 10 (IMDB). Это самая высокая оценка среди серий этого сезона – и на это есть свои причины.

Первое, что бросается в глаза – к этому моменту необходимость в предыстории уже назрела. Три предыдущих сезона мы наблюдали краткие флэшбеки БоДжека, отсылающие к его не слишком счастливому детству. То, как жили его родители, могло бы не только добавить что-то к его «истории болезни», но и показать, что проблема выходит за рамки его индивидуальности. Болен не только БоДжек – все персонажи сериала в той или иной степени отравлены чем-то, что не дает им жить счастливо, и началось это задолго до их рождения.

В традиции сериала не только играть с формой эпизода, когда создатели намеренно ставят себя в новые условия («а давайте серию про тех же персонажей, но в 2007-м году?» - «а давайте!», 3-й сезон, 2-я серия), но и, начиная с четвертого сезона, проходиться по персонажам, которые изначально казались второстепенными. Это выводит их из статуса комедийного персонажа, и придает свежесть и глубину повествованию.

В серии «Стрела времени» БоДжек не является главным персонажем. Он везет свою мать Беатрис в дом престарелых, а она, по своему обыкновению, большую часть времени не узнает сына, что очень не нравится БоДжеку. Когда Беатрис упоминает, что «стрела времени не движется назад», она погружается в воспоминания о своей жизни. Зрителям сразу, в весьма изящной манере, подают конфликт Беатрис с миром, начавшийся еще в детстве: она лезет на горку, желая повеселиться и подружиться с девочками, которые уже стоят наверху, но они считают, что Беатрис слишком толстая, чтобы быть там – и ее сбрасывают вниз.

Этот конфликт проходит через всю серию, и зритель быстро понимает, что на самом деле проблема не в том, что Беатрис считает себя некрасивой, а в том, что из-за не вполне осознаваемых стандартов, навязанных обществом, никто по-настоящему не видит друг друга. Инстинктивно она пытается отойти от них, чтобы не повторить судьбу своих родителей – но, в конце концов, она все же приходит к ней.

Это объясняет, почему Боджек, как ее сын, был для нее практически невидим – он с самого начала не вписывался в мир Беатрис, и более того, как она считала, он перечеркнул ее блестящее будущее. Нельзя сказать, что у главной героини этого эпизода был выбор, и это зритель понимает ретроспективно: для Беатрис сделать аборт означало бы повторить самое страшное воспоминание ее детства, момент, когда отец сжег ее куклу ради ее же блага, и запретил ей плакать.

Роль подсюжетов А, B и С в этом эпизоде выполняет история самой Беатрис – ее детство, юность и взрослая жизнь. То, что это не просто линейный рассказ, а вполне себе конфликтное столкновение, подтверждается и молниеносными, как вспышка перед глазами, флешбеками и неуместными артефактами из других эпох жизни Беатрис: мы можем видеть Боджека в сцене светского вечера, где знакомятся его родители, в кульминации происходят роды – но не только служанки, но и самой Беатрис.

Мы практически не видим, что она осознает то, что случается в ее жизни. Даже в юности, когда она воюет против стандартов общества, весь бунт заключается в том, чтобы сбежать с бала с незнакомцем не ее круга, и потом выйти за него замуж из-за нежелательной беременности. После этого сказка кончается, и она всеми силами пытается вернуться в свой социальный круг, заталкивая туда и мужа, и сына – но это никого не делает счастливым. Рефлексия случается только в эпизоде с беременностью служанки Генриетты, но при родах Беатрис все же поступает как истинная дочь своего отца: она отбирает ребенка (=куклу) и отдает его на усыновление (=сжигает), ради ее же блага – чтобы служанка смогла выучиться на медсестру.

Также создатели сериала, в своей ироничной манере, показывают нам важность этих трех временных пластов: переходы между некоторыми сценами сделаны с помощью книги, которую читает главная героиня. В детстве это книга под названием «На следующее утро», затем, перед нежелательной беременностью – «Через две недели», и после – «Спустя годы».

Сюжетная арка с Боджеком, обычно главным героем каждой серии, является всего лишь рамкой эпизода, однако в конце она вырастает до «второй волны» кульминации, которая совпадает с кульминацией всего сезона: мы видим БоДжека, который говорит выжившей из ума матери о том, что она находится в своем доме в кругу семьи, хотя на самом деле ее вот-вот оставят одну в доме престарелых. Дополнительный драматический эффект добавляет то, что Беатрис иногда возвращается в реальность, и наиболее определенно это случается как раз в конце этого эпизода. До этого она, при попытках БоДжека с ней поговорить весьма ловко делала вид, а может, и на самом деле, уходила в свою страну грёз и воспоминаний.

Прелесть этого сериала в том, что ты, как зритель, практически никогда не можешь сказать, как следовало бы поступить герою. Даже «правильный» выбор с любой точки зрения, морали или практики, неизбежно бы привел к новым проблемам – и это то, чему следует поучиться у этого сериала. Беатрис, которая осталась бы со Сливочником на балу – не была бы с ним счастлива из-за своих убеждений, а потом, когда они впервые почувствовали симпатию друг к другу – было уже слишком поздно. Аборт на Беатрис мог бы подействовать уничтожающе, учитывая детскую травму и то, что мать сошла с ума. Развод означал бы критическое падение Беатрис в глазах общества, в тот момент, когда ей казалось, что все налаживается. Невыносимое проще игнорировать – черта характера, которая видна у многих персонажей в сериале, и в первую очередь, у ее сына БоДжека.

Комментировать могут только зарегистрированные пользователи. Авторизуйтесь, пожалуйста.

© 2018 "Лига кино" | All rights reserved