Логлайн: сценарий в трех предложениях

Логлайн: сценарий в трех предложениях

29.01.2019

Создание логлайна в тот момент, когда проделана большая часть работы, может быть чревато неприятным открытием: ваш сценарий изначально нежизнеспособен. И именно поэтому большинство начинающих сценаристов работают без логлайна один, максимум два раза, в итоге приходя к тому, что необходимо более кратко излагать идеи. Даже синопсис не всегда дает нужную степень обобщения.

Существует множество теорий, спорящих о том, каким должен быть логлайн, но большинство авторов согласны, что он, по возможности, должен быть коротким. Это может быть 55 слов, 2-3 предложения... или ровно столько, сколько необходимо, чтобы дать понять, «о чем кино» (далеко не каждый сценарий можно уложить в 2-3 предложения, даже если они в стиле Л. Н. Толстого). В любом случае, краткость это не только сестра таланта, но и необходимость — редактора и продюсеры, и без того заваленные работой, оценят это, даже если сама идея им не подойдет.

Стандартные требования к логлайну таковы: из него должно быть понятно, кто главный герой, с чем или кем он борется, и чего, в итоге, он хочет достичь. Это основной шаблон для любого логлайна. По желанию в него можно добавлять основной недостаток героя, союзника или главную битву.

Например, логлайн фильма «Касабланка» (М. Кёртис, 1942г.) по версии Александра Волкова, сценариста и автора блога https://new-storyteller.livejournal.com/:

Циничный владелец кафе (герой), расположенного на территории оккупированного нацистами Марокко, встречает свою бывшую возлюбленную (противник/оппонент), которая приезжает (вызов судьбы/судьбоносное событие) в сопровождении своего мужа (друг/союзник), чей героизм вынуждает героя выбирать между своим цинизмом, неугасшей любовью и почти утерянным чувством патриотизма (битва).

Или фильм «Инопланетянин» (С. Спилберг, 1982г.):

Неуверенный в себе (недостаток) школьник (герой), встретив представителя внеземной цивилизации (вызов судьбы/судьбоносное событие + друг), находит мужество (битва) бросить вызов властям (противник), чтобы помочь инопланетянину вернуться на родную планету.

Кристофер Локхарт, автор многочисленных статей по сценарному мастерству и администратор паблика The Inside Pitch на facebook, изложил концепцию трех «С», которые должны присутствовать в хорошем логлайне. Три «С» — это Concept (концепт), Character (главный герой), Conflict (конфликт). Если какой-либо из этих элементов отсутствует — то у вас нет ни логлайна, ни, что страшнее, сценария фильма.

Концепт — это идея для фильма — но это не сам фильм и даже не история, потому что в нем нет двух остальных элементов (главного героя и конфликта). Но это хорошее место для того, чтобы начать. Кристофер Локхарт приводит в пример фильм, который он любил смотреть в детстве — это «Приключение «Посейдона» (Р. Ним, 1972).

Концепт этого фильма выглядит так: Круизный лайнер перевернулся в открытом океане.

Это отличный концепт, но это еще не история. Здесь не хватает персонажа и конфликта. И чтобы логлайн получился, нужно добавить недостающие элементы.

Главный герой этого фильма — это мятежный священник.

Таким образом, есть два элемента для логлайна: перевернутый корабль в океане и мятежный священник. Осталось всего лишь добавить конфликт.

Но конфликт остается самой трудной частью для подавляющего большинства сценаристов, особенно новичков. Это тот самый элемент, про который все время забывают, притом, что умение найти и развить драматический конфликт для сценариста является основой профессии.

Конфликт в «Приключении «Посейдона» включает в себя цель (миссию, квест) главного героя — спастись с опрокинутого корабля. Это драматическое столкновение, которое задает вектор движения всей истории, и одновременно причина, почему это именно фильм, а не иной вид искусства. Именно за его развитием мы наблюдаем, и именно оно держит нас на краешке сиденья весь киносеанс.

Теперь необходимо объединить все три элемента.

Главный герой: мятежный священник;

Концепт: Круизный лайнер опрокидывает волной в открытом океане;

Конфликт: Спастись с корабля.

В итоге логлайн выглядит так:

После того, как круизный лайнер перевернуло волной, мятежный священник проводит кучку спасшихся через настоящий хаос, пытаясь достичь шахты пропеллера и спастись прежде, чем корабль затонет.

Все три элемента есть в этом предложении, и, следовательно, его с полным правом можно назвать логлайном сценария. У нас есть перевернутый лайнер, главный герой, и конфликт, который включает в себя совершенно определенную и понятную цель героя. Некоторые дополнения (упоминание про шахту пропеллера) были добавлены Кристофером Локхартом для связи между структурными элементами.

В логлайне, как, впрочем, и в сценарии, крайне желательно пользоваться активными визуальными глаголами. Использование таких слов, как «думает», «решает», «осознает» немедленно выдаст, что вы остаетесь в русле литературной традиции — что само по себе хорошо, но к сценарному мастерству имеет лишь отдаленное отношение. Невизуальные глаголы создают ощущение застоя в действии.

Чтобы получить емкий и ясный логлайн, его придется переписать множество раз... и если, несмотря на это, хороший логлайн не складывается — то стоит еще раз перепроверить все элементы, из которых вы создаете историю.
Возможно, проблема в них.

Комментировать могут только зарегистрированные пользователи. Авторизуйтесь, пожалуйста.

© 2018 "Лига кино" | All rights reserved